Цифровая трансформация в эпоху шестого техноуклада.
31.03.2017
28 февраля состоялся первый в 2017 году семинар itSMF России: «Стратегия ИТ в эпоху цифровой трансформации: маркетинговые мифы и реальность. Какова жизнь в шестом техноукладе».
На семинаре была затронута тема, которая и так в ИТ сообществе обсуждается минимум два раза в неделю. Уже в процессе подготовки семинара стало понятно, насколько она популярна: количество заявок на выступление с докладом в несколько раз превысило возможности стандартного расписания, количество желающих посетить мероприятия прирастало с каждым днем на десяток. Вопросы, которые мы поставили на обсуждение были такими: «Что же такое эта цифровая трансформация на самом деле, без маркетингового тумана, и, самое главное, как ее проводить и контролировать?»
О чем же мы успели поговорить? Илья Хает, ITIL Expert, Член Наблюдательного совета itSMF России, Директор по развитию бизнеса Витте-Консалтинг, в своем докладе заложил основу всему последующему дню, огласив понятия цифровой трансформации, цифровой экономики, цифрового общества, цифрового бизнеса, взрывных технологий, всего, что формирует «Цифровой мир» и рассказав об их связи с эффективностью системы управления ИТ и сервисностью организации. По словам Ильи, суть цифрового мира может радикально изменить четыре основные области: Государство, Общество, Бизнес и самого Человека. Все эти изменения приведут к созданию новой цифровой экономики. Илья, сославшись на Gartner и другие источники привел несколько определений:
- «Цифровой бизнес» – это появление новых бизнес моделей, объединяющих физический и цифровой миры;
- «Цифровая трансформация» – переход компании к цифровому бизнесу через изменение культуры организации и внедрение новых информационных технологий;
- «Цифровая экономика» – экономика с большой (и постоянно растущей) долей цифрового бизнеса.
Далее Илья рассказал о том, что говоря о цифровой компании, мы конечно же подразумеваем, что она опирается на цифровые технологии. Гарантирует ли использование современных и модных технологий переход на новую бизнес модель? Ответ – Нет! Зачастую под красивыми названиями и лозунгами «Цифровой банк», «Цифровой завод», «Цифровая железная дорога» мы видим всего лишь новый уровень автоматизации и не более.
Все чаще в числе новых терминов и понятий начинает звучать «Экосистема». Это тот вариант, когда компании объединяются средствами современных коммуникаций и технологий и делают бизнес, взаимодействуя комплексно, предлагая клиентам новые услуги или новые способы их оказания. Это уже действительно новый подход, который зачастую означает новую бизнес-модель, и она позволяет добиться большего. При этом включение компании в экосистему и внедрение цифровых технологий – блокчейна, 3d печати, дополненной реальности …, все это еще не значит, что ее суть стала принципиально другой.
Цифровая экономика, о который мы говорим, и всевозможные современные технологии, которые тоже на слуху, даже страшные понятия типа «Умный город» или «Shared economy», «юберизация» и прочее – это всего лишь наборы технологий и методик. Соответственно, интеграторы, вендоры, понимая где они сильны, пытаются сказать заказчикам и партнерам о том, что: «Ребята! Цифровая трансформация или цифровой бизнес это …» и пальчиком указывают ровно на те кусочки, в которых они являемся экспертами. Что, в общем-то, с одной стороны приносит успех в бизнесе, но, с другой стороны, не совсем правильно. Илья призвал к тому, чтобы, понимая значимость всех вышеупомянутых терминов, понимать и то, что цифровая трансформация (взрослая цифровая трансформация) – это все же принципиально новая бизнес-модель.
Оцифровывание нашего физического мира по сути создало новый параллельный цифровой мир. Он живет по своим законам. Этот мир еще не изучен и не институционирован, но уже активно используется, поскольку многие задачи довольно легко решаются в цифровом мире, а воспользоваться результатом можно в нашем – физическом. Фактически происходит очередная революция. Цифровой мир уже привнес и новые возможности, и новые вызовы. Потому что маленький стартапчик, легко так, себе в убыток, может похоронить крупный банк. Скорость развития ситуации устрашает, не реагировать невозможно.
Причем же здесь управление ИТ услугами и сервис менеджмент? А при том, что новые бизнес модели в большинстве случаев означают очень серьезную клиент-ориентированность и персонифицированность обслуживания. Нужна колоссальная динамичность в формате и объеме предоставления услуги, нужно быть до мозга костей сервисным, а для всего этого нужно иметь сервисные отношения не только при общении с клиентами, но и внутри организации. Цифровая трансформация организации должна включать в себя в том числе проект по переходу на сервисные отношения между подразделения компании. При этом правильная сервисность заключается в наличии соглашений SLA с деньгами – многие значимые эффекты без SLA с деньгами недостижимы.
Каждый, кто пытался реализовать внутренний оборот услуг не только для ИТ, но и для всей организации в целом, скажет, что выполнение такого проекта, тем более с выходом на заключение SLA — это очень сложная задача, требующая для реализации, в лучшем случае, один-два года. В краткосрочной перспективе этого сделать не получится, но ставить сервисность в приоритетные задачи необходимо уже сегодня.
Как отметил Илья, любая сервисная организация и сервисные подразделения должны быть динамичными, для чего необходимо постоянно следить за процессами, услугами, постоянно менять их, улучшать. Если же сервисность реализуется в интересах цифровой трансформации, то все это требуется уже в квадрате. Нужно не только сделать проект, выстроить процессы, создать систему управления, сделать каталог услуг, но и заложить механизмы их динамического изменения под динамику изменений продуктов и сервисов, оказываемых внешним клиентам. Поэтому сервисность должна быть организационно-методически выстроенной, должны быть специальные органы управления, которые следят за ситуацией и вносят соответствующие изменения. Забудьте о стандартном каталоге услуг, который должен меняться процентов на десять в год, а в перспективе процентов на тридцать, потому что услуги обеспечивающие должны сформировать услуги организации и если они будут живенькие, то и внутри очень много чего должно меняться. Может быть не в названиях сервисов, но в характеристиках, нюансах, дополнительных опциях, параметрах предоставления и т. д. Нужны люди, которые этим будут заниматься, и это должно быть много людей. Это уже не тот умный специалист, которого вы переманили из интегратора, и он стал менеджером процесса, владельцем каталога услуг, по сути …сервисный и жнец, и швец, и на дуде игрец. Вам нужна команда. Большая команда, которая будет ежедневно заниматься этой проблематикой.
Как продать такие проекты? Надо позиционировать большой проект, скажем «Цифровой банк» или «Цифровая железная дорога», но отдельной строкой должно идти создание сервисности. Это первый подход. Второй подход заключается в том, что переход на сервисные отношения внутри компании можно начать не дожидаясь инициации программы цифровой трансформации с тем, чтобы в нужный момент мы уже были готовы к большому цифровому проекту.
Если вы реализуете сервис менеджмент внутри ИТ, вопрос экономического обоснования кажется смешным. Любые колоссальные эффекты внутри ИТ на фоне всей организации становятся малозначимыми. Если же на сервисные рельсы должна перейти организация целиком, то к вопросу обоснования приходится отнестись серьезно. При этом, любые цифры в ТЭО, любые методики его расчетов врут. Вы никогда не получите совершенно честных выкладок, поэтому призыв заключается в следующем:
- на фоне моды ко всему цифровому, на фоне слов о деструктивности всех этих модных технологий и подходов, важно сказать, что цифровая трансформация и сервис менеджмент в ее составе являются условием выживания, то есть вопрос не в экономической целесообразности, а в том, будет ли ваш банк или ваш завод работать через год-два, или он в силу разных причин исчезнет – и это весьма простое, но действенное объяснение;
- если же, тем не менее, необходимо показать какие-либо эффекты, то важно понять, что отдельные технологии очень часто имеют очень ярко выраженный и ясный эффект. Да, целиком цифровую трансформацию обосновать не легко, но отдельные технологии – можно, каждая из них уже имеет гигантский потенциал. Например, если мы говорим о цифровой железной дороге, то один только переход на цифровую сигнализацию позволит снизить тариф на инфраструктуру на тридцать процентов. Всего одна технология (!) может стать поводом для всей цифровой трансформации. Так что найти какие-то правильные цифры для обоснования цифровой трансформации можно и нужно.
Продавать идею цифровой трансформации необходимо как способ выживания и при этом вносить какие-то, может быть и кусочные, но цифры, которые будут подтверждать правильность подхода.
Модератор семинара:
Антон Боганов,
ITIL Expert
Председатель itSMF России
Докладчик:
Илья Хает,
ITIL Expert
Член Наблюдательного совета itSMF России,
Директор по развитию бизнеса Витте-Консалтинг
Возврат к списку