Время собирать камни!
21.11.2021
Казалось бы, рынок ITSM-платформ вполне уравновешен между игроками. Есть явный лидер, есть борющийся с ним давний игрок, есть когда-то большие компании-лидеры, но сегодня ушедшие в пике, и есть компании, хорошо чувствующие себя в своей нише. Программные продукты развиваются планомерно, от релиза к релизу, новая функциональность появляется своим чередом, очень даже мелкими итерациями.
Однако, в последнее время мир насытился глобальными событиями, увидев ряд слияний и поглощений. Ivanti пополнили свой портфель продуктов и в квадранте Гартнера в 2021 году вышли в область Лидеров. IFS, глобальный игрок на рынке ERP, EAM и FSM, провёл слияние с Axios Systems и накачивает assyst дисциплинами автоматизации корпоративного управления, беря от него сервисную составляющую в свои продукты.
Илья Масленкин, Генеральный директор, Axios Systems: «В эпоху сложившейся глобальной бизнес модели, вендоры стремятся предложить своим заказчикам экосистему своих продуктов. Таким образом, расширение собственной экосистемы в т. ч. не органически, является залогом успеха и драйвером роста. Я уверен, мы увидим множество слияний и поглощений в направлении Enterprise Service Management, поскольку спрос глобальных компаний на качественную облачную архитектуру интегрированных решений с каждым годом только растет. В этой связи компания IFS ведет активную политику поглощений, чтобы предложить своим заказчикам в промышленности, энергетике, строительном секторе, авиации, сервисных компаниях наиболее функциональный и оправданный по стоимости набор подходящих именно данным секторам облачных сервисов и инхаус решений, прорабатывая именно для каждого сектора области Business Value Engineering».
Вот и компания Atlassian, занимавшаяся переводом своих клиентов в облако, ушла от Jira Service Desk и представила рынку Jira Service Management. Где-то мы уже видели переход от SD к SM…
Atlassian значительно повысила свою конкурентоспособность за счет базы данных управления конфигурациями (CMDB), приобретя Mindville Insight в июле 2020 года. Также Atlassian поглотила ThinkTilt, low-code/no-code платформу, а далее объявила о выводе дизайнера форм для упрощенной верстки интерфейсов, закрывая еще один значительный пробел в своей функциональности.
Включение в портфель решения от Mindville Insight закрывает пробелы в управлении цифровыми активами, которые резко снижали интерес к Jira Service Desk. Остаётся не закрытой область обнаружения и нормализации данных об объектах ИТ-инфраструктуры. Тут ожидается подключение решения Device42.
Имея в своём составе мощные и широко распространённые Jira Software и Confluence, включив продукт JSM в в общий пул Atlassian Data Lake, компания Atlassian в 2021 году перешла в квадрант Визионеры и точно сможет навести шума на всем рынке.
Никита Кардашин, Руководитель практики комплексной цифровизации процессов, NAUMEN: «На мой взгляд, рынок ITSM-платформ является производным от глобального рынка решений в сфере цифровизации бизнес-процессов и построения корпоративных информационных систем, и, с некоторыми особенностями, подчиняется трендам для него характерным. Основной тренд последнего времени - всемерное сокращение time to market при формировании новых внутренних и внешних услуг и разработке средств автоматизации, предназначенных для этого. Нарастающая скорость изменений в экономике требует от предприятий способности к быстрой адаптации, что диктует необходимость перехода от классической заказной разработки и тяжелых проектов внедрения со сроком в несколько лет к применению low-code технологий, идеологии citizen development и process-driven automation.
По оценкам Gartner Research, к 2024 году около 64% бизнес-приложений в сфере процессной автоматизации будет создаваться на базе low-code платформ. Вынужденно меняется и рынок ITSM-решений. Большинство ключевых игроков международного (например, ServiceNow) и российского (в том числе и NAUMEN) рынков трансформируют свои базовые продукты из нишевых решений, предназначенных для цифровизации отдельных процессов или процессных областей в платформенные решения, способные дать заказчику обширный набор инструментов для решения своих потребностей.
Изменяется и подход к применению этих инструментов - если раньше, преимущественно, проекты в сфере внедрения ITIL/ITSM были уделом консультантов и вендорских центров внедрения, то сейчас, благодаря low-code (а в некоторых случаях - и no-code) платформам и подходу citizen development значительная часть задач может и должна выполняться самими участниками процессов, не являющимися специалистами по разработке и внедрению информационных систем. Тем более, что эти специалисты, в последнее время, стали крайне дорогими и сложными в найме - по оценкам HR-агентств, спрос на ИТ-специалистов в 2021 году вырос более, чем на 50%, а зарплатные ожидания за последние два года выросли на треть.
Существует также тренд на гиперавтоматизацию - радикальное сокращение доли человеческого труда в решении рутинных бизнес-задач путем применения средств автоматизации процессов, технологий искусственного интеллекта и роботизированной автоматизации (RPA). Для того, чтобы достичь гиперавтоматизации - необходимо выстраивать сквозные процессы сбора, накопления, хранения и использования данных в каждом бизнес-процессе, в том числе - в процессах управления ИТ-услугами и инфраструктурой.
При разработке видения современного ИТ-управления NAUMEN, которое мы называем “Концепцией 360” мы учли этот тренд. Концепция 360 — это активы и технологии, люди и знания, процессы и отношения с внешними организациями, слитые воедино для создания и доставки ценности. Я считаю, что управление информационно- технологической деятельностью должно быть единым, консолидированным и целостным. Для достижения этого состояния нужны инновационные процессные, мониторинговые и управленческие платформы - управляющие потоками данных в ИТ-подразделении».
Мир ПО с открытым кодом также начал движение в сторону комплексной дисциплины управления ИТ-услугами. Компания Grafana приобрела стартап для управления инцидентами Amixr, которую основали российские разработчики Матвей Кукуй и Ильдар Исхаков. Функциональность Amixr, а теперь это Grafana OnCall, основана на подходах, которые помогают DevOps и SRE-инженерам управлять ИТ-инцидентами. Теперь наряду с мультиплатформенным приложением для аналитики, мониторинга баз данных, визуализации данных есть своя функциональность для работы над инцидентами и координации работ команд.
На рынке ITSM-платформ точно что-то будет!
Главные участники перегруппировались и сейчас готовятся к помпезному выходу с новым вооружением.
Антон Боганов, Председатель itSMF России
Возврат к списку