itSMF Russia :: Ассоциации организаций и специалистов в сфере управления информационными технологиями «ИТ сервис-менеджмент форум» баннер
НОВОСТИ УЧАСТИЕ В АССОЦИАЦИИ ОБ АССОЦИАЦИИ БИБЛИОТЕКА СОБЫТИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ NEW ТРЕБУЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ БЛОГИ NEW НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

 

поделиться

Присоединиться к ITSM сообществу


Состав itSMF Russia


баннер

 

 


книжный магазин itSMF



Подпишитесь на новости ITSM-сообщества

* обязательные поля
Архив рассылок >>>



facebook linkedin баннер twitter



Реестр аккредитованных учебных центров, работающих в Российской Федерации и имеющих право проводить обучение по утвержденному списку курсов ITIL®


Manager’s Certificate in IT Service Management Список ITIL Expert'ов и сервис-менеджеров России и стран СНГ



Список российских профессионалов сервис-менеджмента, обладателей сертификатов priSM




Работа для Вас: актуальные вакансии


Управление ИТ-активами: модно или полезно?
Михаил Тобурдановский, Intelligent Enterprise
Untitled Document Автор: Михаил Тобурдановский, ведущий ITSM-консультант «Инлайн Груп»
07.05.2010

В чем заключается ценность эффективного управления ИТ-активами для вашей организации? Вы можете озадачиться поиском ответа на этот вопрос слишком поздно — не пройдя аудиторскую проверку, получив штрафы за использование нелицензионного ПО… Простой факт — без управления ИТ-активами в той или иной форме вы напрасно и неэффективно используете ресурсы, и это неминуемо приведет к снижению ценности вашей организации во всех отношениях.

Что такое ИТ-актив и чем он отличается от «обычных» активов? Представьте себе автомобиль, который имеет собственный жизненный цикл — от сборки на конвейере до перемещения на площадку утилизации. На протяжении всего жизненного цикла автомобиля возможности его использования и требования к обслуживанию изменяются в связи со старением. В принципе та же самая концепция применима и к элементам ИТ-инфраструктуры (материальным и нематериальным), за исключением некоторых нюансов: другие требования законодательства, внутренние политики и ограничения (например, связанные с конфиденциальностью). Есть еще одна характерная черта, присущая ИТ-активам, — большое количество изменений. В последнее время много стали говорить о том, что ИТ-активы — это «быстрые» активы. И это действительно так — например, программное обеспечение на рабочей станции подвергается довольно частым обновлениям; в свою очередь, компоненты рабочих станций могут заменяться для соответствия требованиям ПО и т. д. Именно поэтому во многих «источниках знаний» по управлению ИТ-активами описана так называемая процедура IMAC — install, move, add, change, и отвечает эта процедура за контроль изменений. Также необходимо отметить, что ИТ-активы могут быть объединены в различные группы, например ИТ-системы.

Такие «виртуальные» активы становятся самостоятельными объектами управления, а это значит, что в рамках управления ИТ-активами в некоторых случаях необходимо создание достаточно сложной системы связей. Это утверждение идет вразрез с российским представлением об управлении ИТ-активами, когда под управлением ИТ-активами подразумевается учет элементов ИТ-инфраструктуры без связей между ними.

Внедрение в два этапа

Управление ИТ-активами реализуется с помощью набора взаимосвязанных процессов, нацеленных на решение вопросов учета, финансового контроля и исполнение контрактных обязательств на протяжении всего жизненного цикла ИТ-активов — от закупки до вывода из эксплуатации. В каждой конкретной организации, как правило, внедряется свой набор процессов для управления ИТ-активами, но среди них можно выделить ряд наиболее важных и традиционно реализуемых: управление контрактами; управление закупками; IMAC, а также вывод из эксплуатации.

Наша практика показывает, что управление ИТ-активами удобно внедрять в два этапа. На первом этапе реализуется так называемое техническое отслеживание ИТ-активов: фактически выполняется отслеживание «физических» атрибутов ИТ-активов, а «финансовые» атрибуты не отслеживаются, то есть не происходит «выхода» на финансовые показатели. Такая реализация очень популярна в России — в первую очередь, это позволяет избавиться от хаоса в учете элементов ИТ-инфраструктуры: вырисовывается четкая картина, где находятся те или иные активы, какие активы находятся в эксплуатации, на складе, в ремонте; кто за них отвечает и кто использует. Хотя техническое отслеживание ИТ-активов формирует необходимый базис для финансового отслеживания (второго этапа), и вроде бы можно двигаться дальше — в большинстве случаев этого не происходит.

Зачастую это обусловлено неправильным выбором средства автоматизации — выбирается система инвентаризации, с помощью которой можно организовать техническое отслеживание, а вот организовать финансовое отслеживание либо очень сложно, либо попросту невозможно. Безусловно, наличие системы инвентаризации очень важно для управления ИТ-активами — автоматический сбор необходимой информации очень сильно облегчает выполнение необходимых процедур. Однако если вы задумываетесь о полноценном управлении ИТ-активами — необходимо подбирать более специализированные инструменты управления активами, которые, в свою очередь, будут интегрироваться с системами инвентаризации. На втором этапе реализуется так называемое финансовое отслеживание — это позволяет выяснить, сколько денег тратится на приобретение и эксплуатацию элементов ИТ-инфраструктуры, во что реально обходится владение теми или иными ИТ-активами или группами ИТ-активов. То есть реализуются различные финансовые показатели — например, ТСО ИТ-активов. Естественно, в каждом конкретном случае будет реализовываться определенный набор таких показателей — например, в одном из проектов в рамках финансового отслеживания был реализован всего лишь один, но очень важный, по мнению заказчика, показатель — балансовая стоимость ИТ-активов. Имея доступ к подобной информации в режиме реального времени, ИТ-руководитель получает возможность принимать обоснованные управленческие решения — например, для оценки необходимых инвестиций в ИТ и стоимости конкретных ИТ-проектов.

В интеграции с ITIL-процессами

Безусловно, управление ИТ-активами — это всего лишь часть управления деятельностью ИТ, и процедуры управления ИТ-активами должны быть интегрированы с другими процессами управления, в том числе и с популярными процессами ITSM. По оценкам Forrester Research, к 2010 г. объем инвестиций в развитие концепции Business Service Management (BSM) превысит миллиард долларов. Forrester считает, что S-образная кривая зрелости BSM представляет собой наиболее логическую последовательность этапов, которой компании должны придерживаться (см. рисунок).

Рисунок. Управление ИТ-активами — основа BSM. Источник: Forrester Research

По оценкам Forrester Research, многие западные компании практикуют подход, где в первую очередь внедряется управление ИТ-активами и лишь затем — ITSM-процессы.

Конечно, управление ИТ-активами не замещает эти процессы, а тесно интегрируется с ними и формирует для таких процессов необходимый базис. Например, для расчета стоимости ИТ-услуги будет полезно знать стоимость ИТ-активов, задействованных для предоставления этой ИТ-услуги; перемещение ИТ-активов находится под контролем процесса управления изменениями, и такое перемещение инициируется пользователем, который направил заявку в Service Desk, и т. д. Очень интересная ситуация сложилась с процессом управления конфигурациями и управлением ИТ-активами. Некоторые процедуры у них идентичные и, более того, общие — процедуры маркировки (и сами метки), процедуры аудита (инвентаризаций) и верификации. Поэтому наметилась тенденция совместного внедрения и управления техническим отслеживанием ИТ-активов и управлением конфигурациями.

Сейчас существует довольно много «источников знаний», так или иначе затрагивающих вопросы управления ИТ-активами, и в зависимости от «источников знаний» количество процессов, задействованных в управлении ИТ-активами, может различаться. Очень популярен за рубежом стандарт ISO/IEC 19770-1:2006, который описывает управление активами ПО (Software Asset Management, SAM). Управление активами ПО — подмножество управления ИТ-активами, и популярность проектов SAM обусловлена тем, что помогает сэкономить весьма значительные средства на закупках ПО. И это неудивительно, ведь закупки ПО составляют 18—37% бюджета ИТ, а внедрение SAM дает 10—15% экономии на закупках ПО (по данным Business Software Alliance).

К сожалению, иногда в России складывается парадоксальная ситуация — в результате внедрения SAM бюджет на закупки ПО, как ни странно, увеличивается. Это обусловлено тем, что очень часто российские организации закупают лицензии в минимальном количестве и, получив точные данные об используемом ПО, вынуждены дополнительно приобретать лицензии для соответствия требованиям регуляторов. Поэтому необходимо очень аккуратно формулировать цели подобных проектов.

Источник информации
Intelligent Enterprise



Помогите своим коллегам быть в курсе интересных новостей! Поделитесь!
Документ без названия


 

Приглашаем принять участие
в воркшопе ITSM Labs
баннер


баннер


баннер


Партнеры itSMF России



 Директор информационной службы
 

Information Management

Открытые системы



Московское отделение ISACA

ABPMP Russian Chapter

GlobalCIO

СоДИТ

SPb CIO Club — партнер itSMF России

Высшая школа бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики (ВШБИ)

МИИТ

ГУУ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Московский институт электроники и математики (МИЭМ)

Институт информационных бизнес систем



Блоги: