Передача ресурсов в управление Александр Сапронов, Экономика и жизнь, 22 апреля 2004 года
30.04.2008
22 апреля 2004 года, Экономика и жизнь
Информационно-технологическая (ИТ) инфраструктура для каждого предприятия является наиболее значимым ресурсом. Системы управления предприятием, отношениями с заказчиками, мобильной коммерции, телефония, базы данных, доступ в Интернет, электронная почта и пр. — стали повседневными инструментами ведения бизнеса. От эффективности использования и надежности программно-аппаратных средств напрямую зависят результаты деятельности компании, возможность гибко адаптироваться к конкурентной среде. Качество ИТ-процессов измеряется количественными характеристиками, часть из которых необходимо постоянно контролировать, чтобы гарантировать, что бизнес получает необходимые ему сервисы в нужном ему объеме и качестве наиболее экономически оправданным способом. Очевидно, что такая работа под силу только профессионалам.
Передача непрофильных функций внешним специализированным компаниям называется аутсорсингом (outsourcing). Она способствует оптимизации деятельности предприятий и позволяет ему сосредоточить внимание руководства на решении своих основных задач.
Главный эффект от привлечения сторонних компаний к сопровождению и развитию ИТ-инфраструктуры –экономический. Услуги специализированной компании в итоге обходятся дешевле за счет наличия у нее отработанных схем и обеспечения качества обслуживания. А возможностей измерить качество работы и оценить затраты у предприятия становится больше: при заключении договора на аутсорсинг детально описываются и фиксируются критерии, по которым контролируется работа.
Компания-аутсорсер владеет, как правило, обширными знаниями, специальными инструментами и квалифицированными инженерами. Опыт, накопленный в других проектах, позволяет не только ускорить процесс решения схожих задач, но и работать на опережение – заранее информировать заказчика о приближении уровня сервисов к пороговым значениям, устанавливать причину неполадок, разрабатывать варианты предотвращения сбоя, планомерно повышать надежность системы.
ИТ-процессы, поддерживающие основные бизнесс-процессы, с точки зрения аутсорсинга, принято называть сервисами. Например, базовый сервис безопасности включает: разграничение прав доступа, верификацию, защиту от вирусов, шифрование информации и т. д. Сотрудники предприятия далеко не всегда досконально знают все «узкие» места сервисов ИТ-инфраструктуры, не было случая столкнуться с ними на практике.
Многим знакома ситуация, когда системный администратор точно не знает какой «очаг возгорания» необходимо «тушить» в первую очередь и как: корпоративная сеть разрослась по отделам, часто она охватывает и удаленные подразделения. А руководство предприятия не знает, когда «огонь» из информационной системы перекинется на бизнес. Поэтому неудивительно, что все больше руководителей рассматривают аутсорсинг как инструмент решения этих проблем.
Выгодны ли услуги внешних поставщиков?
- Да, есть определенная часть непрофессиональных функций, которые выгодно передать в аутсорсинг – 51,2 %
- Нет, внешними ИТ-услугами целесообразно пользоваться временно, когда не хватает своих ресурсов – 22,0 %
- Нет, передача в аутсорсинг целесообразна не по экономическим мотивам (экспертиза, качество и пр.) – 17,0:
- Да, большинство функций экономически выгодно передать в аутсорсинг – 9,8 %
Источник: Market-Visio/Gartner 20004 г.
|
Варианты ИТ-аутсорсинга
- «Предоставление специалистов» — выполнение определенной работы, когда оговаривается стоимость рабочего времени специалиста, требования к его квалификации, круг должностных обязанностей, процедура равноценной замены в случае болезни, отпуска или обучения. Один-два специалиста компании-аутсорсера периодически стажируются у заказчика, что позволяет им быть в курсе специфики его требований и подменять инженера без ущерба качеству сервиса. Наличие такого скрытого резерва удобно, если оперативно требуется дополнительный, уже обученный специфике данного бизнеса, персонал. Этот относительно недорогой вид аутсорсинга активно используется в России. Неудобство его в том, что
Управление внешними специалистами возложено на самого заказчика.
- «Аутсорсинг сервисов» — предприятие и компания, предоставляющая ИТ-сервисы, определяют взаимосвязь ИТ-инфраструктуры заказчика и её бизнес-процессов, составляют каталог сервисов, выделяя структуру сервисов нижнего уровня, описывают их влияние друг на друга. Далее формируется соглашение об уровне сервисного обслуживания. В отличие от предыдущей схемы, этот вид аутсорсинга допускает самостоятельные действия исполнителей по поддержанию работоспособности ИТ-сервисов, а также выделение своих менеджеров для оперативного управления командой специалистов на площадке заказчика.
- «Создание и внедрение новых сервисов» — предполагает передачу на аутсорсинг разработку новых сервисов и ведение проектов в ИТ-инфраструктуре компании. В этом случае сервисы постоянно изменяются. Например, разработка заказного программного обеспечения с его последующей поддержкой и совершенствованием у пользователя.
Главное отличие ИТ-аутсорсинга от обычной технической поддержки заключается в обслуживании не отдельного элемента инфраструктуры, а сервиса целиком. Это существенно – ведь при техническом обслуживании отдельных компонент системы за общее качество работы сервисов ответственности не несет никто, особенно, если проблемы возникают на стыках.
Количество сервисов зависит от уровня развития бизнеса и, как следствие, от уровня использования информационных технологий на предприятии. Поэтому передача ИТ-ресурсов в управление специализированной компании, оказывающей услуги аутсорсинга, дает возможность не распыляться на вспомогательные процессы и рутинную работу, а сконцентрироваться на основном бизнесе. Отпадает необходимость содержать на балансе целые отделы, становится проще измерить качество и оценить затраты. Выигрыш предприятия очевиден.
-
Комплекс услуг включает в себя: круглосуточный мониторинг работы программно-технического комплекса, немедленное уведомление о неполадках, автоматизированный контроль основных параметров операционной системы; постоянный контроль состояния и работы приложений; мониторинг каналов передачи данных; предоставление обработанных статистических данных, полученных на основе отчетов программных агентов мониторинга.
Возврат к списку