Проблема кадрового голода в сфере информационных технологий
актуальна уже на протяжении многих лет.
Не обошла она и такую область, как управление
ИТ-услугами, – все реже на рынке можно встретить ITSM-консультантов.
Посвящается моим коллегам и всем ITSM-консультантам.
Важно уточнить, что речь идет не о консультантах из компаний «большой четверки», а о специалистах, способных буквально в одиночку вести ИТ-проект от начала до конца, продавать его, успешно реализовывать и при этом приносить всем заинтересованным сторонам непоправимую пользу.
Ценность ITSM-консультанта
Консультант ITSM – это профессионал, обладающий уникальным набором навыков и знаний. Он может выстроить процессы управления ИТ и обеспечить бесперебойную работу ИТ-службы, что в итоге приведет к улучшению работы компании и экономии ресурсов.
Для успешной реализации даже небольшого проекта внедрения информационной системы необходимы как минимум два ключевых участника: аналитик и разработчик (желательно вовлечение тестировщика и руководителя проекта, но их отсутствие некритично, поскольку зачастую существенную часть их функций берет на себя аналитик). Разработчик, как правило, занимается настройкой системы, в то время как аналитик выполняет множество других задач, необходимых для успеха проекта.
Когда речь идет о сфере управления ИТ, аналитика часто заменяют консультантом. Главное отличие заключается в том, что консультант, помимо сбора требований и формулирования задач для разработчика, также предоставляет клиенту доступ к мировым практикам и делится с ним своим опытом. Он помогает клиенту оптимизировать бизнес-процессы и только после того приступает к их автоматизации. В общем, консультант консультирует, а аналитик анализирует.
Расцвет и угасание профессии ITSM-консультанта
На российском ИТ-рынке можно выделить компании трех основных типов: клиенты, вендоры и системные интеграторы. Клиенты создают спрос на ИТ-услуги и ИТ-продукты. Вендоры разрабатывают и предлагают собственные ИТ-решения. Системные интеграторы связывают между собой клиентов и вендоров, а также предоставляют различные ИТ-услуги своим клиентам.
На протяжении последних 10 лет рынок ИТ в России серьезно менялся. В начале 2010-х гг. рынок наполняли крупные проекты, компании активно инвестировали в развитие ИТ-инфраструктуры. Именно в этот период системные интеграторы развивали свои практики управления ИТ, а внедрение мировых практик, таких как ITIL, COBiT и PMBoK, стало де-факто стандартом.
ITSM-консультанты находились на пике популярности и востребованности. Они участвовали во всех этапах проектов, советуя клиентам, как оптимизировать ИТ-процессы. Запросы от клиентов постоянно усложнялись, и консультанты, обладая глубокими знаниями и опытом, успешно справлялись с задачами.
Однако со временем рынок изменился. Экономические трудности привели к уменьшению бюджетов у клиентов, и запросов на крупные проекты стало меньше. Системные интеграторы столкнулись со сложной ситуацией. Некоторые из них вынуждены были уйти с рынка, другие – адаптироваться к новым реалиям. Но основная часть интеграторов потеряла в прибыли. Во второй половине 2010-х гг., после завершения проектов, закрывались целые департаменты. Это привело к тому, что проектный опыт не накапливался, и рынок квалифицированных специалистов перестал развиваться.
ITSM-консалтинг – захватывающее и динамичное направление, где специалисты реализуют сложные проекты, принося пользу своей компании и удовлетворяя потребности клиентов. ITSM-консультанты работают в среде, где существует множество интересов и точек влияния, и им нужно уметь управлять всеми этими факторами, чтобы обеспечить успешную реализацию проектов.
Однако до недавнего времени спрос на ITSM-консультантов был снижен из-за уменьшения числа новых проектов, что привело к уходу специалистов из этой области. Одни перешли работать в компании-клиенты, где формат деятельности отличается. Другие сделали карьерный поворот и выбрали иную профессию. Кто-то остался в сфере ИТ, но сменил направление.
Для тех, кто успел застать расцвет ITSM-рынка и сотрудничество с опытными профессионалами, это печальная динамика. На профильных мероприятиях и конференциях всегда приятно встретить бывших коллег по цеху, но с каждым годом их количество, к сожалению, уменьшается.
Будущее ITSM-консультантов
В свете ухода зарубежных вендоров рынок информационных технологий переживает глубокую трансформацию. Создаются новые продукты, клиентам необходимо перестраивать системы, запускается большое количество новых проектов. Соответственно возрастает спрос на специалистов, способных успешно внедрять ИТ-решения и управлять ими.
Как и многие другие области ИТ, ITSM переживает активное развитие и, возможно, свою эпоху Возрождения. Ранее, как уже говорилось, из профессии ушло много специалистов, и сфере ITSM требуются кадры, способные вдохнуть новые силы в направление. Поэтому независимо от вашего статуса — студент, начинающий специалист или опытный профессионал, готовый к переменам, сейчас отличное время для того, чтобы вступить в мир ИТ или снова в него вернуться. Может быть, именно благодаря вашему вкладу направление ITSM расцветет с новой силой.
Алексей Лыков, руководитель направления ITSM, ГК Softline